«Хотим заниматься тем, что у нас хорошо получается»

«Хотим заниматься тем, что у нас хорошо получается»

Компания «Кристалл Валдая»

Компанию «Кристалл Валдая» называют открытием года, новатором рынка водки, самым креативным игроком, который не боится экспериментировать и потому добивается успеха. Генеральный директор компании Игорь Горский отвечает: «А разве можно работать иначе? В противном случае, наверное, просто нет смысла сегодня выходить на рынок». С господином Горским редакция каталога «Водка Премиум» беседовала о перспективах рынка и потенциале компании «Кристалл Валдая»


Как бы вы охарактеризовали основные события, волнующие сегодня умы участников рынка?

Игорь Горский: Конечно, одно из самых заметных событий – повышение минимальной цены. Если оценивать эту меру субъективно, то лично для меня как генерального директора компании «Кристалл Валдая» это положительный момент. Если оценивать данное событие объективно, то данная мера направлена только на достижение личной выгоды тех, кто имеет доступ к регулированию рынка.

Вы считаете, что минимальная цена не оказала никакого влияние на сокращение теневого рынка?

ИГ: Совершенно никакого. Сегодня мы точно так же, как и год назад, имеем нелегальный спирт и нелегальное производство алкоголя, просто теневые игроки стали получать большую прибыль – только и всего.

Как вы рассматриваете очередное повышение ставки акциза: как шаг к снижению аклкоголизации населения или же, напротив, к увеличению доли теневого рынка и снижению собираемости акциза?

ИГ: Разумеется, ни к чему хорошему такая акцизная политика привести не может – это и повод для увеличения доли теневого рынка алкоголя, и очередное повышение прибыли про-государственных компаний. Если бы акциз уменьшался, то у нелегальных производителей заработки становились бы все меньше, а риски все больше, однако сегодняшняя ситуация прямопротивоположна.

Ваш прогноз на укрупнение рынка водки – сколько компаний останется на нем в итоге?

ИГ: Я полагаю, что в самое ближайшее время число федеральных игроков на рынке водки серьезно сократится – в итоге останется не больше 50 компаний. Причем консолидация затронет не только производителей, но и оптовое звено. На данный момент, по нашим данным, дистрибьюторы ведут переговоры об укреплении своих позиций путем слияния капиталов.

Очевидно, что государство стремится к контролю над рынком, и конкуренты ему совершенно не нужны, поэтому для их устранения будут использоваться – и уже используются – все доступные властям способы. Сегодня назначаются различного рода внеплановые и плановые проверки, которые зачастую заканчиваются лишением лицензии. На что рассчитывает в этих условиях компания «Кристалл Валдая»?

ИГ: Когда мы принимали решение о покупке алкогольного производства, у нас был выбор из трех предприятий, и нашим фаворитом стал Торопецкий ликеро-водочный завод – самое небольшое предприятие из трех. Принимая такое решение, мы учитывали не только уникальные средства воды в Торопецком районе, но и то, что такой игрок, как небольшой завод в Тверской области, не станет серьезным конкурентом про-государственным структурам. Именно в этом ключе мы и строим политику нашей компании – мы не выходим серьезно на федеральный уровень, у нас небольшие объемы производства, поэтому у нашей компании есть все основания полагать, что «Кристалл Валдая» останется в своем сегменте рынка.

Рынок водки сегодня перенасыщен брендами. Как создать сегодня яркий и успешный бренд, который будет отличаться от всего многообразия уже представленных торговых марок?

ИГ: Я бы не сказал, что на данный момент на прилавках крупных сетей такое уж разнообразие брендов. Тенденция сегодняшнего дня, скорее, обратная – торговые марки потихоньку вытесняются, на полках остаются в основном те бренды, производители которых работают в одной связке с государством, полочное пространство заранее выкупается под их еще даже несуществующие торговые марки. Эту информацию я получил непосредственно от представителей сетей, и это достаточно негативная тенденция, однако, вполне прогнозируемая – в рамках все того же тренда укрупнения рынка водки. Если же говорить о привычке многих производителей «снимать кальку» с топовых брендов, то происходит это от отсутствия креатива, желания много работать, для того чтобы сказать свое слово на российском рынке. Такое поведение наблюдалось и в отношение «Зеленой марки», и в отношении «Журавлей», и еще некоторых брендов, но эта волна «клонов» уже схлынула. А чтобы создать яркий и действительно неординарный бренд, нужно досконально знать рынок и потребительские предпочтения, не бояться найти что-то совсем новое, свое, не похожее ни на одну представленную в сегменте торговую марку, проявить максимум креатива, в общем, приложить все усилия. И еще один очень важный момент – заложить недостойный продукт в «красивую обертку» - изначально провальная идея. Да, бренд с некачественным содержимым можно раскрутить, влить в него значительные финансы, но рано или поздно потребитель сделает верный выбор, бесконечно обманывать его невозможно. Именно поэтому мы не изменяем своему основному принципу: поддерживать стабильно безупречное качество. Мы могли бы оснастить свое предприятие еще десятком линий, благо они сегодня очень доступны, но мы сознательно ограничиваем объемы производства для того чтобы соблюдать 100-процентно правильную технологию. Мы понимаем, что если мы выпустим хотя бы одну водку, в которой начнем просто мешать спирт с водой, как поступает сегодня огромное количество игроков рынка, мы немедленно потеряем доверие большой части нашей аудитории.

На какие из ваших брендов на сегодняшний день наблюдается наибольший спрос?

ИГ: Из всех выпускаемых нашим заводов продуктов наиболее востребован наш самый яркий и креативный бренд – Vodka Club, который действительно произвел настоящий фурор на российском алкогольном рынке благодаря своей неординарности, новизне и актуальности. Отмечу, что наш бренд «Селигерская», который должен был получить наибольшую известность в области Селигера, что вполне логично, пользуется большой лояльностью потребителей и в Москве, и в Московской области. Процентов на 30% отстает от нашего хита продаж горькая настойка «ЕрофеиЧ», что стало удивлением даже для нас самих – мы не рассчитывали на такой успех данного продукта. Мы планировали сделать, назовем это так, местечковый продукт, который, как любая настойка в России, найдет своего потребителя, но не станет «звездой», однако случилось иначе. Полагаю, причина такой популярности – в уникальности настойки, к созданию которой мы подошли с душой, искренне надеясь создать неповторимый продукт, которого больше нет в портфеле ни одного производителя. Сегодня стало ясно, что нам это удалось, потребители оценили скрупулезную работу, уникальный состав нашей настойки и отдают сегодня свое предпочтение ей, несмотря на то, что рынок цветных водок в России фактически не развит. Оценив потенциал настойки «ЕрофеиЧ», мы планируем выпустить еще три позиции в этой линейке: с клюквой, земляникой и брусникой – и надеемся, что эти продукты будут пользоваться столь же высоким спросом. Почему? Потому что они точно так же производятся исключительно на натуральном сырье, которое мы успели собрать этим летом и осенью, и обладают поистине уникальными вкусовыми свойствами и непревзойденным качеством. Эта продукция появится на рынке ближе к лету 2011 года.

Какие еще новинки планирует выпустить компания «Кристалл Валдая»?

ИГ: Наш новый бренд, на который мы возлагаем большие надежды – водка «1895», который мы планировали позиционировать в сегменте high-premium, но отказались от этой идеи, исходя из реального положения дел на российском рынке, и запустим ее в сегменте между «Селигерской» (190 рублей на полке) и Vodka Club (300 рублей на полке). Думаю, этот бренд задаст новое направление на рынке водки, поскольку нам удалось гармонично совместить в одном продукте идею оформления дорогого статусного виски и качественной водки. В марте выйдет в широкую продажу наша Vodka Club Alfa, пробные продажи которой уже превзошли все ожидания благодаря точно разработанной концепции бренда и мощной маркетинговой поддержке. Также, если говорить о новинках, отмечу запланированные на 2011 год расширение линейки и ребрендинг водки «Селигерская». Идею ребрендинга будет реализовывать одна из ведущих европейских компаний, и мы уже прогнозируем значительное увеличение объемов продаж данного продукта.

Таким образом, все ваши бренды, кроме, может быть «Селигерской», относятся к премиальному сегменту. Как бы вы оценили его перспективы?

ИГ: Я считаю, что в ближайшее время на российском рынке водки будут процветать всего два сегмента. Во-первых, водка, которая стоит ближе к 200-230 рублям за 0,5 литра – это тот продукт, который потребитель приобретает, когда он планирует душевно посидеть с друзьями. Во-вторых, сегмент водки по цене 270-400 рублей, которую потребитель покупает, когда к нему должны прийти в гости уважаемые люди – перед ними будет просто неудобно поставить на стол водку, стоимость которой ниже озвученной суммы. Сегмент водки от 400 до 600 рублей за бутылку, на самом деле, имеет достаточно небольшую долю на рынке, и нет никаких предпосылок для увеличения этой доли, поскольку активного роста благосостояния населения в ближайшее время не предвидится.

Каковы планы компании «Кристалл Валдая» на 2011 год?

ИГ: Помимо выведения перспективных новинок и ребрендинга «Селигерской», на этот год в наших планах - расширение дистрибьюторской сети с акцентом на Северо-Западный Федеральный округ, где мы видим большой потенциал для продажи своих брендов. Мы хотим заниматься тем, что у нас хорошо получается, – то есть производить действительно качественный продукт и продавать его в ограниченных количествах на те рынки, которые смогут оценить его по достоинству.


http://www.my-sn.ru 16.02.2011